Образ и имидж современного Братска
16.03.2011
Прошедший год стал юбилейным, 55-м для нашего города. Я помню начинающийся Братск по рассказам деда, приехавшего строить ГЭС в 1961 году. Многие до сих пор не забыли дух того молодого городка, куда съезжались энтузиасты со всех уголков СССР: это были люди разных возрастов, профессий и национальностей. Тогда Братск прогремел не только на всю страну как «город-легенда», но и на весь мир — как город с крупнейшей в мире гидроэлектростанцией и алюминиевым заводом.
Спустя 55 лет Братску, к сожалению, не удалось сохранить те впечатления, за которыми съезжались сюда иностранные туристы и советские комсомольцы. Иностранцы едут сюда для работы на градообразующих предприятиях и в транснациональных корпорациях. Наши соотечественники чаще уезжают из Братска в другие города, чем приезжают сюда жить. Все еще помнят нашу ГЭС и даже иногда заезжают посмотреть, но надолго не задерживаются.
Недавно Братск напомнил о себе всей России скандалом с мэром-взяточником. Не берусь утверждать, кто прав, кто виноват, и что будет дальше. Однако, в связи с последними событиями, формирование положительного образа (имиджа) города становится все более актуальным. Ведь сегодня с образом города тесно взаимосвязано его развитие: привлечение инвестиций, туристов, формирование благоприятного социального климата в городе и поддержание позитивного настроения его жителей, культуры в целом.
Впервые в русской литературе о понятии «образ города» заговорили в 80-х годах ХХ века. Образ города – совокупность характеристик города, отраженных в сознании людей. Это очень широкое и субъективное понятие. Образ города существует автономно от его власти и совершенно ей неподконтролен. Образ возникает однажды и надолго закрепляется в сознании. Например, мы знаем Верону как город влюбленных, Нью-Йорк – город мечты, Санкт-Петербург – культурную столицу России. Образом города можно и нужно управлять – другими словами, формировать его имидж.
Сейчас настало то критическое время, когда нужно улучшать психологический климат в масштабах всего Братска. Это время, когда сами чиновники говорят о «социальном бунте» и негативном настроении братчан. Время, когда не так важно, какая партия будет у руля: важнее, чтобы нам жилось здесь комфортно. Давайте об этом поговорим, придем к решению: каким должен быть имидж города? Вместе мы сможем обратить внимание властей на необходимость изменить образ Братска к лучшему, сделать его таким, каким хотим его видеть мы.
|