Бензин в Сибири становится все более дорогим и дефицитным товаром
25.07.2011
Дефицит бензина спустя три месяца вновь подбирается к автозаправкам Сибири, и не исключено повторение апрельского сценария, когда ряд регионов страны столкнулся с огромными очередями на заправках, нехваткой топлива и скачком цен на бензин.
Об этом пишет во вторник "Независимая газета".
Апрельским бензиновым коллапсом начался кризис в Алтайском крае, где вдруг начали образовываться очереди на автозаправочных станциях, а сами АЗС лимитировали отпуск бензина. Затем волна кризиса охватила практически все регионы Сибирского федерального округа. В Новосибирске и Красноярске то и дело росли, падали и снова росли цены. Все это подогревалось слухами о скором дефиците топлива. В Томске ряд автобусов не вышли на линию, потому что не могли заправиться. А Тува показала рекордный рост цен 50 рублей за литр топлива.
Сейчас, безусловно, картина куда более спокойная. Независимые эксперты, однако, призывают не успокаиваться. По их данным, ползучий рост цен на топливо - 4-5 копеек за литр в неделю - наблюдается уже сегодня. А его дефицит - реальная проблема, которую необходимо решать безотлагательно.
Меж тем, в СФО ест регионы, где рост цен намного превысил среднероссийский. Так, с 11 по 17 июля бензин Аи-80 подорожал в Томской области на 1,8%, тогда как в среднем по России рост составил 0,1%. По данным Росстата, всего рост наблюдался в 37 регионах.
Как отмечает директор по стратегическому развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков, ситуация, которая складывается сегодня, далеко не спокойна. "Ее обострение произошло из-за того, что вступили в силу технические регламенты по Евро-2. В результате бензин, не подпадающий под новые ограничения, перестал поступать на рынок. Решение правительства о том, что сроки введения Евро-2 будут отодвинуты на 2012 год, появилось лишь на днях, так что производители не успели к этому подготовиться. Вот вам и дефицит", - рассказал эксперт.
По его мнению, в сложившейся ситуации необходимо принять систему защиты внутреннего рынка. "От мировых цен никуда не деться, но внутри страны можно было бы ограничить премию продавцов на уровне в 10-15% и контролировать соблюдение этого показателя силами антимонопольной службы", - предложил Строков.
Аналитик компании Broco Алексей Матросов полагает, что в нынешних условиях угроза дефицита бензина достаточна велика, что обусловлено как ростом спроса на бензин, так и переходом 12 нефтяных компаний к модернизации НПЗ для производства более качественных нефтепродуктов в большем объеме.
"Однако пока эта модернизация не произойдет, дефицит на бензин, вероятнее всего, будет сохраняться. В ближайшей перспективе можно ожидать продолжения роста цен на бензин, так как переход к более производительным НПЗ будет происходить постепенно", - заключил эксперт.
|